Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

На главную
АКТУАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Терминология
История стандартизации и метрологии
Что такое "техническое регулирование"
Принципы технического регулирования
Модели технического регулирования
Технические регламенты
Технические регламенты Таможенного союза
Технические регламенты РФ
Структура и содержание технических регламентов
Порядок разработки технических регламентов
Государственный контроль и надзор
Цели и принципы стандартизации
Функции и задачи стандартизации
Методы стандартизации
Органы и службы стандартизации
Место стандартизации в экономике
Организация работ по стандартизации
Документы по стандартизации
Порядок разработки стандартов
Виды стандартов
Общероссийские классификаторы
Технические условия (ТУ)
Отраслевые стандарты (ОСТ)
Стандартизация услуг
Стандартизация в Европейском союзе
Техническое законодательство в ЕС
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Международные организации по стандартизации
• международная организация по стандартизации ИСО (ISO)
• международная электротехническая комиссия МЭК (IEC)
О регламенте REACH
Всемирный день стандартов

МЕТРОЛОГИЯ
Терминология
История метрологии
Старинные меры
Д.И.Менделеев в истории метрологии
Метрология в техническом регулировании
Стратегия обеспечения единства измерений
Роль измерений и значение метрологии
Объекты измерений
Виды и методы измерений
Средства измерений
Классификация средств измерений
Метрологические свойства средств измерений
Точность методов и результатов измерений
Эталоны физических величин
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Состав ГСИ
Метрологическая служба
Государственный реестр СИ
Утверждение типа СИ
Поверка средств измерений
Калибровка средств измерений
Метрологическая экспертиза
Методика выполнения измерений
Международное сотрудничество в области метрологии
Международные и региональные организации по метрологии

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
Формы оценки соответствия
Понятие подтверждения соответствия
Цели и принципы подтверждения соответствия
Формы и схемы подтверждения соответствия
Аккредитация
Приемка и ввод в эксплуатацию
Лицензирование
Экспертиза
Классификация средств размещения
Терминология сертификации
История сертификации
Обязательная сертификация
Декларирование соответствия
Добровольная сертификация
Участники обязательной сертификации
Участники добровольной сертификации
Добровольная сертификация услуг
Стандарты для предприятий общественного питания
Добровольная сертификация персонала
Сертификация средств измерений
Экологическая сертификация
Правила сертификации
Порядок проведения сертификации
Оформление сертификата соответствия
Условия ввоза продукции в РФ
Законодательная и нормативная база сертификации
Органы по сертификации и испытательные лаборатории
Международная сертификация
Сертификация в странах ЕС
Сертификация в США
Сертификация в Германии

ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Европейский подход к подтверждению соответствия
Обязательное подтверждение соответствия в Европейском союзе
Декларация в ЕС

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Сущность качества
Обеспечение качества как цель сертификации
Требования к качеству продукции
Оценка качества
Система качества
Системы менеджмента качества
Международные стандарты ИСО серии 9000
Принципы менеджмента качества
Словарь терминов по качеству
О системе ХАССП
Модель CAF
Всемирный день качества



Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль и надзор (ГКиН) осуществляется следующими субъектами:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • государственными учреждениями, уполномоченными в соответствии с законодательством на проведение государственного контроля и надзора.


Государственный контроль и надзор осуществляется в отношении продукции и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП) исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ТР) и исключительно на стадии обращения.

Перенос центра тяжести контроля на рынок ставит в равные условия отечественного и зарубежного производителя, так как сейчас деятельность множества контролирующих организаций в основном замкнута на проверке отечественной продукции на стадии производства.

Органы ГКиН вправе:

  • требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);
  • выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;
  • принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;
  • приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;
  • привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку главным приоритетом системы технического регулирования является безопасность, то ее обеспечение — главная цель ГКиН. Другой целью ГКиН является выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей». Для достижения этой цели устанавливается специальная система информирования о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям ТР.


Эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:

  • значительными штрафами за несоответствие;
  • высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.

Без этих элементов велик риск того, что поставщики могут поставить на рынок продукцию, не соответствующую установленным требованиям. В результате жизнь людей и безопасность общества могут подвергнуться опасности.

В первом случае, если штрафы за несоответствие являются минимальными, поставщики могут рисковать даже при высокой вероятности выявления несоответствующей продукции. Штрафы могут рассматриваться поставщиками как досадная неприятность, а не как стимул к обеспечению соответствия.

Во втором случае, если вероятность выявления несоответствия незначительна, поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах за несоответствие. Вероятность выявления будет сбалансирована по отношению к затратам, связанным с обеспечением соответствия. Если вероятность выявления несоответствующей продукции в сочетании с возможным штрафом ниже расходов, связанных с обеспечением соответствия, поставщики будут скорее рисковать и допускать возможность несоответствия.

Эффективность может быть повышена, если она предусматривает ответственность всех участников системы поставки (изготовителя/ импортера, оптовой и розничной фирм). Преимущество такой меры заключается в том, что розничные фирмы будут, по всей вероятности, оказывать воздействие на оптовые фирмы или изготовителей, чтобы они поставляли продукцию, отвечающую обязательным требованиям.

Процедуры надзора после поставки продукции на рынок должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о вероятности того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры приняты и наказания исполнены.